До́брое, село, центр Добровского района Липецкой области — различия между версиями

Материал из Наши Предки
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 122: Строка 122:
  
 
=[[слобода Чудовская Сотня]]=
 
=[[слобода Чудовская Сотня]]=
 
+
<br>
 +
<br>
 +
<br>
  
 
=село Доброе=
 
=село Доброе=

Текущая версия на 12:10, 24 марта 2024

Содержание


План крепости Добрый. Первая четверть XVIII в. РГВИА. Цифровая аннотация В.М.Неделина
Фрагмент топографическая карта Лебедянского уезда 1787 года
18 век. Фрагмент карты генерального межевания Лебедянского уезда (юго-западная часть) Тамбовской губернии.
1870 г. Фрагмент карты Лебедянского уезда (юго-западная часть) Тамбовской губернии.
Фрагмент карта Лебедянского уезда 1913 года
Фрагмент карта Лебедянского уезда 1914 года
1992 г. Фрагмент карты Добровского района Липецкой области


форум ВГД "Город Добрый и Добренский уезд с 1647 по 1779 годы (1-е упоминание НП за 1610 г.)"


XVII век.


[править] село Доброе Городище (Добринское Городище)

Село Доброе Городище (Добринское Городище) возникло предположительно во второй половине овине XVI в. или в начале XVII в. на месте более древнего укрепленного поселения и входило в состав Ряжского уезда.

В мае 1610 г. царь Василий Шуйский пожаловал «Добринское городище» в вотчину Василию Аввакумовичу Давыдову по прозвищу Медведь за «Московское осадное сиденье» (участие в обороне Москвы от Лжедмитрия II), «за кровь и нужду».

В марте 1611 г. часть здешних земель - «усада Добринская» - была дарована польским королем Сигизмундом III Августом князю И.М.Барятинскому.

В 1615 г. село Доброе Городище вместе с окрестными деревнями и селами было пожаловано московскому Новоспасскому монастырю. Кроме того, здесь же находились земельные владения и ж или крепостны е крестьяне еще одного московского монастыря - Чудова.

В лебедянской "Писцовой книге 1627-1628 гг." упоминается еще один владелец села - Иван Гаврилович Бобрищев-Пушкин. Вероятно, его стараниям и в Добром Городище для защиты местного населения от татар был возведен острог, который располагался на его «жеребье» (доле, участке). В Писцовой книге о его вотчине сказано:

«За Иваном Гавриловым сыном Бобрищевым-Пушкиным в поместье жеребей села Доброго Городища на реке на Воронеже. А в том жеребью села церковь на городище во имя Чюдотворца Николы древена клецки. А в церкви Божие милосердье оброзы, и книги, и колокола и всякое церковъное строенье мирское. Да на церковной земли в остроге [двор] дьячек Куземка Ларионов, [двор] пономарь Жданко Федоров».

Кроме того, в остроге стояли еще 11 крестьянских и бобыльских дворов.

Чудову монастырю в селе принадлежали двор, где жили управлявшие вотчиной «старцы и слуги», а также 59 крестьянских и бобыльских дворов, а «людей в них то ж». Из них 13 дворов стояли пустыми. Жившие в них крестьяне сбежали в 1625-1627 гг.

На «жеребье» Новоспасского монастыря стояла деревянная церковь Рождества Богородицы с пятью дворами причта. Кроме того, обитель владела здесь 41 двором крестьянским и 21 бобыльским, «а людей в них то ж».


Решение о преобразовании села Доброе Горо­дищ е в крепость царь Алексей Михайлович при­нял в конце осени или в начале зимы 1646 г. 14 декабря этого года по царском у указу было велено отослать из Воронежа в Доброе Го­родище к Иванису Койсарову 300 пищалей для тамошних драгун.


Cхематическая карта татарских вторжений в 30-х годах XVII века
Cхематическая карта татарских вторжений в 40-х годах XVII века


Весной 1647 г. все села здешней округи, принад­лежавшие монастырям, были «отписаны на госуда­ря», а их крестьян поверстали в драгуны. Тогда же в селе Доброе Городище на высоком, правом берегу р. Воронеж возвели новую деревянную крепость, получившую название Добрый.


[править] город Добрый (Доброй)

Деревянную крепость окружала острож­ная стена в виде неправильной трапеции протяжен­ностью 292 сажени (622 м) с 11 башнями, из которых четыре имели проездные ворота. С трех сторон - с севера, запада и юга - перед стеной был отрыт ров, с востока от р. Воронеж стояли надолбы. Надолбы окружали и подгородные слободы. В 1677 г. крепость Добрый полностью перестроили, заменив острож­ную стену более прочной городовой, состоявшей из 139 срубов-городен. Новое укрепление имело две проездные и восемь глухих башен при периметре стен 367 сажен (811,7 м) и высоте 3 сажени (6,4 м). Одна из проездных башен была шестигранной. На­долбы, окружавшие слободы, были сохранены.


Протяженность Добровского участка Белго­родской черты составляла около 40 км.

На юге он стыковался с Сокольским, а на севере с Козловским участком.

Участок проходил вдоль р. Воронеж, кру­тые берега которой густо поросли лесом, и укрепле­ния требовали только речные броды и старинные дороги.

Севернее Доброго, на правобережье, надол­бами и башней был перекрыт Толмачевский брод; на левом берегу забит надолбами перелаз у села Бо­городицкого; у села Каликина острожек с башней, называвшийся «Бревенной», контролировал старую дорогу Каликино - Кривей, и, наконец, у излучины р.Воронеж, напротив сел Ратчино и Делеховое, на­ходилось самое северное укрепление Добровского участка - острожек с башней и надолбы на 800 са­женях (1704 м). Далее, по обоим берегам р. Воронеж, шли непроходимые для татар леса.


XVIII век.


В "Книге переписная города Доброго и Добренского уезду всякого чина людем переписи и свидетельства лантрата Ивана Михайловича Москотниева нынешнего 1716 году" записано:

"город Доброй

В нем церковь соборная во имя боголепного Преображения Господня.

У тоя церкви Во дворе поп Иван Яковлев сын 25 лет. У него жена Алена 25 лет. Да брат Андрей 18 лет. У него жена Авдотья 25 лет прибыла вновь после переписи 1710 году. А отец ево Иванов бывшей протопоп Ияков 57 лет постригся в монастырь. А дети ево Ивановы дочь Ирина 2 лет, сын Иван 10 дней померли в 1710 году. А сирота Логин 4 лет бежал безвесно.


В девичьем монастыре Церковь во имя Пресвятые Богородицы Тифинския


В приходах Спасской сотни

Церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы.


В приходах Чудовской сотни

Церковь во имя чутодворца Николая



В на­чале XVIII столетия Добровская крепость утратила свое военное значение, и вскоре ее деревян­ные стены и башни сгорели.

Город со слобадами был разделен на:

  • село Доброе,
  • слободу Пушкарская Сотня,
  • слободу Спасская Сотня,
  • слободу Чудовская Сотня


[править] слобода Пушкарская Сотня

[править] слобода Спасская Сотня

[править] слобода Чудовская Сотня




[править] село Доброе

XVIII век.


XIX век.

В "Списке населенных мест …" записано: "село Доброе (город Добрый) при р.Воронеж располагалось на транспортном тракте из г.Лебедяни в г.Козлов и входило в состав 2 стана Лебедянского уезда Тамбовской губернии". Село Доброе (город Добрый) было казенным, в которой насчитывалось:

1866 г.
дворов 155
всего жителей 1143
л.м.п. 589
л.ж.п. 554

В селе: ярмарка, базары.


XX век.


В "Историко-статистическое описание Тамбовской епархии 1911 года" записано:


п.764. "село Доброе. Николаевская посадская церковь, каменная, теплая, построена в 1828 году на благотворительные пожертвования.

Престолов два:

  • главный - св.Николая чудотворца,
  • и св.Алексия митрополита Московского.

В приходе 172 двора, прихожан: 500 м.п., 495 ж.п., великороссы, земледельцы. Школы: земская и церковно-приходская, законоучителю в земской школе 90 руб. в год. Была церковно-приходское попечительство и ссудно-сберегательная касса при почтовой конторе.

Штат причта: священник и псаломщик. У прията 33 дес. полевой земли, в одном месте в 7 верстах от церкви. Причтовая земля сдавалась в аренду по 15 руб. дес. Братский годовой доход 600 руб. Казенное жалование: священнику 300 руб. и псаломщику 100 руб. в год. Дома у причта собственные.


п.765. "село Доброе. Тихвинская церковь, каменная. Приход открыт в 17 веке.

В приходе: 175 дворов, прихожан: 504 м.п., 487 ж.п., великороссы, земледельцы.

Штат причта: священник и псаломщик. У причта земли 41 дес. полевой, земля сдается в аренду по 7 руб. 50 коп. дес. Братский годовой доход 600 руб. Причтовый капитал 2000 руб. Дома у причта собственные.


п.767. село Доброе. Преображенская церковь, каменная, теплая.

Престолов два:

  • главный - Преображения Господня,
  • придельный - св.Николая чудотворца.

Приход открыт в 1810 году. В приходе 152 двора, прихожан: 454 м.п., 456 ж.п. великороссы, земледельцы. Школа церковно-приходская, одноклассная. Есть церковно-приходское попечительство. и общество трезвости.

Штат причта: священник, дьяков и два псаломщик. У причта земли 247 дес. в 3 участках, сенокосной 98 дес. и неудобной 71 дес., которая находится на расстоянии от 2 до 18 верст. Братский годовой капитал до 600 руб. Причтовый капитал 1510 руб. Церковный капитал 200 руб.


Участники военных конфликтов 19-20 вв.


Слободы Пушкарская Сотня, Спасская Сотня (Березинская слобода), Чудовская Сотня были объединены с селом До́брое в одно под общим названием.


В 1930-х Николаевскую посадскую церковь закрыли. Здание значительно перестроено, занято отделением Инспекции федеральной налоговой службы.


В 30-е годы Тихвинская церковь была практически стёрта с лица земли, а его колокола были сброшены в реку. Однако местные жители хранили память об этом событии. Житель с. Доброе Борис Мячин рассказал главе района, как «топили колокола». И уже в наше время были предприняты попытки достать со дна р. Воронеж колокола. Для этого были вызваны аквалангисты из Санкт-Петербурга. Несколько попыток найти колокола не увенчались успехом, но 15 июня 2009 года 15- килограммовый колокол был найден и поднят с 8-метровой глубины. По легенде, на дне реки были утоплены 3 колокола, однако, вероятно, что при чистке русла реки два колокола были выброшены вместе с песком. Удивительно, но пролежав более 70 лет на дне реки, колокол прекрасно сохранился, лишь немного отбились края. Но звучит он по-прежнему.


Николаевская слободская церковь (Чудовская слобода) была закрыта в 1930-е гг., вновь открыт в 1989 г. как церковь Казанской иконы Божией Матери. При храме часовня, построенная в 1993 г.


Преображенский храм перестал работать в начале 1930-х гг. После разграбления храм отдали под профсоюзный клуб. Затем, по злой иронии судьбы, в нём разместили Дом культуры. Потом в стенах бывшего храма находились поликлиника, родильный дом, дневной стационар больницы. Здание храма частично разрушено. Приход зарегистрирован в 2013 году. Ведутся внутренние реставрационные работы.


В 1932 году с.Доброе - центр Добровского района и Добровского сельсовета.

В Добровской сельсовет входили:

  • село Доброе,
  • поселок Лучки,
  • поселок Новоспасский,
  • хутор Сережин,
  • хутор Циганков.

Сельсовет входил в состав Добровского района ЦЧО (Центрально-Черноземной области.)


В первой половине 20 века подверглись репрессиям уроженцы села.

С фронтов ВОв не вернулись уроженцы села.

Участники ВОв.


В 1950-х гг. в здании церковно-приходской церкви расположился райздравотдел. В самом здании церкви располагался райпотребсоюз, а ныне администрация Добровского сельсовета.


В 2011 году на месте старой Тихвинской церкви выстроен новый храм. В 2012 году открыт приход.


Доброе. Церковь Казанской иконы Божией Матери, бывшая Николаевская слободская церковь (Чудовская слобода)
Николаевская посадская церковь
Доброе. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. 2022 г.
Доброе. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери.
Доброе. Церковь Спаса Преображения.
Доброе. Церковь Спаса Преображения.


Источники:

  • И.А.Воротникова, В.М.Неделин "Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков. Крепости юга России" том 2/книга 1, М., "Индрик", 2016, стр.369-370
  • "XLII. Тамбовская губерния. Список населенных мест по сведениям 1866." СанктПетербург. 1862., стр.86 пп.1831-1834.
  • "Населенные пункты ЦЧО [справочник]". - Воронеж, 1932, стр.59
  • Переписи, Ландратские книги и Ревизские сказки.
    • 1710 г., Перепись.
    • 1716 г., Перепись.
    • 1719-1727 гг., 1 ревизия.
    • 1743-1747 гг., 2 ревизия.
    • 1763 г. 3 ревизия.
    • 1781-1783 гг., 4 ревизия.
    • 1794-1796 г., 5 ревизия,
    • 1811 г., 6 ревизия.
    • 1815 г., 7 ревизия.
    • 1833 г., 8 ревизия.
    • 1850 г., 9 ревизия.
    • 1857 г., 10 ревизия.
  • "Историко-статистическое описание Тамбовской епархии" изд. канц. Тамб. Духов. Консистории под ред. А. Е. Андриевского., Тамбов, 1911, стр.514-516 пп.763, 764, 765, 766, 767
  • Метрические книги:
    • Николаевская церковь с.Доброе
    • Тихвинская церковь с.Доброе
  • Испове́дные ро́списи (Исповедальные ведомости, Духовные росписи, Великопостные росписи)
  • ЦАМО, "Memorial. Документы о погибших воинов"
  • село До́брое Липецкой области в Википедии